Современные автомобили оснащают рулевым управлением с реечным механизмом. В механической конструкции агрегата предусмотрены рулевые тяги и наконечники.
Содержание статьи:
Схема и описание конструкции
В конструкции рулевого управления рулевая тяга обеспечивает передачу усилия от поворота руля на поворотные кулаки колес. Данная деталь изготавливается в виде стержня из стали, на концах устанавливаются подвижные шаровые пальцы с резьбой.
В комплект входят различной длины левая, правая и средняя регулируемые тяги, рулевые наконечники. Рулевые тяги обеспечивают контроль автомобиля на дороге, возможность поворота колес в нужном направлении.
Но как известно, чем больше подвижных узлов в механизме, тем больше вероятность износа и выхода из строя одной или нескольких частей.
Замена привода своими руками
В процессе эксплуатации неизбежно происходит механический износ шарнирного соединения. Также на бездорожье можно с легкостью согнуть любое тяговое соединение, что приведет к затруднительному вождению и повышенному износу шин автомобиля.
В этих случаях требуется незамедлительно произвести замену дефектных деталей.
Совет! Данную процедуру можно выполнить своими руками в гараже, либо на СТО с последующей регулировкой развал-схождения.
Для выполнения работ по замене боковых штанг Вам понадобятся:
- новая рулевая тяга (или набор в случае износа более 50% узла);
- щетка по металлу;
- WD-40;
- молоток;
- зубило или большая ударная шлицевая отвертка;
- ключ на «22»;
- длинногубцы;
- винтовой съемник шарниров подвески авто;
- вильчатый съемник.
Замена боковых приводов и наконечников
- Установить автомобиль на яму или подъемник. Необходимо соблюдать технику безопасности путем установки противооткатов и дополнительных опор ( в случае использования домкрата).
- Открутить и снять колесо. Вывернуть руль до упора в ремонтную сторону для удобства замены деталей.
- Металлической щеткой очистить соединительные узлы тяг и наконечников.
- Длинногубцами отогнуть и удалить шплинт из внешнего шарнирного пальца.
- Ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления бокового соединительного стержня к рычагу колесной цапфы.
- Установить резьбовой съемник рулевых шарниров на соединение и преодолевая усилие выпрессовать шаровый палец внешнего рулевого наконечника. В процессе выпрессовки (для более быстрого демонтажа узла) можно совершать легкие удары обратной стороной молотка по посадочному отверстию поворотного кулака.
- Используя вильчатый съемник выпрессовываем шаровой палец штанги из маятникового рычага.
- Извлекаем по аналогии левую и правую боковые тяги в сборе.
- Замените изношенную деталь в сборе в обратной последовательности.
- После сборки и затяжки крепежа необходимо выставить соответствующие углы установки колес.
Замена средней части
Работы производятся по аналогичному алгоритму демонтажа боковых тяг.
Замена средней поперечной тяги на автомобиле проводится в следующей последовательности:
- Из шарнирных соединений извлекаются фиксирующие проволочные шплинты. После сборки нового механизма рекомендуется заменить все шплинты на новые.
- Ключом «на 22» снимаем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу.
- С помощью вильчатого съемника извлекаем шаровой палец средней штанги из посадочного отверстия маятникового рычага.
- Вынимаем шарнирный палец из проушины маятникового механизма.
- Аналогичным способом освобождаем шаровой палец тяги из сошки рулевого управления.
- Демонтируем в сборе центральную тягу.
- При установки новой детали в обратной последовательности ориентируем ее таким образом, чтобы продольная ось располагалась впереди осей подвижных соединений шарниров.
Готовые комплекты деталей, усиленные модификации и рекомендованные производители
В случае замены элементов рулевого управления в магазинах можно выбрать комплекты не только заводского производства, но и других различных фирм.
В стандартный набор входят:
- Стальные стяжные муфты Chevrolet в кол-ве 4 шт.,
- Крепежные шплинты и гайки М16 — 6шт.
- Боковые стальные стержни в сборе с наконечниками (правый и левый) — 2 шт.
- Центральная штанга ВАЗ-2123, артикул 21230341401000 — 1 шт.
В качестве альтернативы оригинальным запчастям для Шнивы можно рассмотреть к покупке следующих производителей:
- СЭВИ-ЭКСТРИМ для ВАЗ 2123/ Нива-Шевроле, артикул для заказа: SV 7066.
- Комплект приводов трапеции КЕДР ТРИАЛ СПОРТ, артикул производителя: MK2123-34.14.101-02.
- Набор ТРЕК/ТРЕК Чемпион для моделей Нива-Шевроле, каталожный номер: ST70-110.
Полезное! Для решения проблемы частого износа подвижных соединений в рулевом управлении выпускаются усиленные рулевые тяги «AMG«. Это лучший выбор для любых задач! В конструкции использованы наконечники рулевых тяг Mercedes Daimler AG и Lemforder с возможностью их дополнительной смазки в процессе эксплуатации (тавотницы).
К преимуществам усиленных изделий относятся:
- Усиление выполняется за счет применения в конструкции закрытого резьбового соединения. Эффективная влагозащита от коррозии уменьшает возможность появления люфтов в регулировочном узле тяги .
- При изготовлении рулевых пальцев применяется ультразвуковой дефектоскоп и метод поперечно-клиновой прокатки, что заметно увеличивает их циклическую долговечность.
- Вкладыши изготовлены на оборудовании фирмы Zimmer из современного графитонаполненного полиамида, за счет чего достигается минимизация трение подвижной части и увеличение временного ресурса эксплуатации механизма.
- Срок службы изделия увеличен практически в четыре раза при условии эксплуатации при самых тяжёлых условиях бездорожья.
Справка! К недостаткам можно отнести относительно высокую стоимость комплекта — 2500-3500 рублей, в то время как оригинальный штатный набор обойдется в 1500 руб.
Поэтому для поддержания исправного состояния подвижных элементов управления ТС, необходимо регулярно:
- производить визуальные осмотры грязезащитных пыльников;
- своевременно устранять изношенные узлы;
- при замене деталей использовать дополнительную специализированную смазку для подвижных соединений.
Полезное видео
Посмотрите интересное видео про замену рулевых тяг и наконечников на ВАЗ-2123 своими руками: