На внедорожниках Нива Шевроле полный привод задних колес реализован путем использования в конструкции трансмиссии заднего моста. В нем устанавливаются полуоси, которые через шлицевые соединения приводят в движение колеса.
Для обеспечения фиксации и плавности осевого вращения в конструкции привода устанавливаются опорные одно — или двухрядные подшипники.
Содержание статьи:
Устройство
Конструктивно полуоси заднего моста идентичны и взаимозаменяемы. На рисунке 1 видно, что полуось под номером 22 внутренней частью входит в зацепление через шлицевое отверстие полуосевой шестерни, на наружную часть вала запрессован однорядный шариковый подшипник 8.
Подшипник полуоси на Chevrolet Niva прижат в посадочном поясе балки с внутренней стороны самоподжимным реверсивным сальником 11, а снаружи – резиновым кольцом.
Основные параметры заводских деталей для ремонта
Основные технические показатели узла: диаметр и длина оси, количество и длина шлицевого пояса, вид подшипников и уплотнительных сальников. Данные показатели определяются конструктивными особенностями системы и расчетными тяговыми усилиями при сопоставляемых эксплуатационных режимах на момент проектирования и производства.
Нередко под действием больших нагрузок происходит деформация полуосей, происходит преждевременный износ и заклинивание опорных шариковых подшипников, деформация и усталостный износ уплотнительных сальников с последующей утечкой трансмиссионного масла из моста.
Заводы по производству запасных частей для отечественного автопрома постоянно стремятся к улучшению изготавливаемых узлов и агрегатов ТС. Они регулярно предлагают потребителям более новый, надежный, современный продукт.
Рассмотрим технические параметры приводных элементов заднего моста внедорожника.
Полуось
Основные характеристики:
- Каталожный номер:21230-2403069-00, 21230240306900, 2123-2403069.
- Длина:760 мм.
- Диаметр под сальник: 35 мм
- Вес: 8,4 кг.
- Фирма производитель: Автоваз
- Средние рыночные цены: 6900 рублей.
Существующие аналоги:
- полуось производителя «ВолгаАвтоПром», стандартный типоразмер для ВАЗ 2121 Chevrolet Niva, средняя цена 3400 руб.;
- российской фирмы «Avtostandart», средняя цена составляет 3900 руб.
Шариковые подшипники качения
- Каталожный номер: 2121-2403080. Обзначение — ГПЗ — В76-180508АК2УС9.
- Производственный индекс: 180508, 62208-2RS
- Фирма производитель: АВТОВАЗ
- Средние рыночные цены: 400 рублей;
- Внутренний диаметр — 40 мм;
- Диаметр наружный — 80 мм;
- Ширина — 23 мм;
- Вес — 440г;
- Номинальная частота вращения — 5600 об/мин.
Зарубежных производители подшипника— NSK, SKF, SNR. Средняя цена от 600 рублей.
Сальники
- Каталожный номер: 21100-2301034-00-0 — левый и 21100-2301035-00-0 — правый.
- Габаритные размеры: 35х57х9 мм.
- Фирма производитель: АВТОВАЗ.
- Средние рыночные цены: 45-60 руб.
Существующие альтернативные варианты:
- сальник привода шруса 2110,08 «РТ» универсальный, производитель РЕЗИНОТЕХНИКА;
- уплотнитель привода полуоси ВАЗ-2110-2112, 2123 правый/левый (35х57х9), производитель General Motors.
Стоит отметить также немецкого производителя фирмы Кортеко (Corteco). Данной фирмой выпускается широкая линейка сальников для ВАЗ-2123.
Готовые ремкомплекты
На рынке запчастей также можно приобрести уже готовый ремонтный набор для обслуживания задних полуосей ВАЗ-2123.
Ремкомплект полуоси задней ВАЗ 2123 Chevy Niva фирмы ESPRA состоит из подшипника 2121-2403080, уплотнительного сальника 2110-2301034 и запорного кольца 2123-2403084. Средняя цена такого набора составляет 690 — 890 рублей.
Интересное! Некоторые владельцы Нивы предпочитают приобретать именно готовые наборы одного производителя, считая это некой гарантией сопоставимости заменяемых частей.
Усиленные модификации
Чем усиленные разборные полуоси разгруженного типа лучше стандартных:
- Двухрядный подшипник от передней ступицы Приоры, выдерживает гораздо большие нагрузки и более долговечен.
- Легированная сталь которая прошла специальную термическую обработку применяется при изготовлении вала, за счет этого он имеет больше прочности на скручивание (сталь 35ХГСА и твердость термообработки 55-56). Производители усиленных полуосей способны повышать предел на скручивание за счет более прочных материалов от требуемых стандартных 250 до 350 кг.
- Исполнение узла на 24 шлица снижает вероятность срыва самой опасной части соединения;
- Съемная конструкция ступицы;
- Самоконтрящаяся ступичная гайка;
- Не требует обязательного усиления заднего моста;
- Не превышает массу стандартной полуоси;
- Позволяет использовать колеса большего диаметра;
- Данная деталь полностью взаимозаменяема со стандартной заводской модификацией.
Практичность – заменить подшипник гораздо проще так как при этом не нужно нагревать стопорное кольцо и сливать масло, это облегчает процесс ремонта. Установленный двухрядный подшипник легко найти практически в любом магазине автозапчастей.
Стоит отметить и других производителей усиленных механизмов для заднего моста:
- усиленные модификации для ВАЗ 2121 и Chevrolet Niva производителя AVT. Средняя цена 16.000 руб.;
- комплект усиленных полуосей на 24 шлица VAL-RACING, артикул для заказов : VR-30-B24002ABS. Средняя цена 17100 руб.
Замена привода, сальника и подшипника
Необходимость замены полуоси и ее комплектующих может быть вызвана увеличенным посторонним шумом в заднем мосту, износом как шлицевого соединения, так и усталостное разрушение опорных подшипников.
Также зачастую происходит деформация уплотнительного сальника. В результате чего уменьшается уровень трансмиссионного масла, что может привести к выходу из строя всей системы.
Регулярный осмотр, диагностика заднего моста позволят избежать в дальнейшем сложного, дорогостоящего ремонта.
Для выполнения замены деталей заднего привода понадобятся следующие инструменты и материалы:
- ключи накидные и торцевые в наборе;
- плоская отвертка;
- баллонный ключ;
- молоток;
- болгарка;
- паяльная лампа или газовая горелка;
- зубило;
- настольные тиски;
- домкрат;
- дополнительная деревянная опора;
- оправка, равная диаметру сальника полуоси;
- обратный молоток.
Процесс разборки и замены полуоси:
- Установите автомобиль на подъемник либо на эстакаду. Работы следует проводить на выключенном ручном тормозе.
- Демонтируйте задние колеса открутив крепежные гайки.Замена
- Задний тормозной барабан крепится 2-мя болтами к ступице. Для снятия воспользуйтесь ключем на «12» и молотком (лучше с пластиковой ударной частью) для обстукивания кожуха по периметру.
- После снятия необходимо очистить его внутреннюю поверхность щеткой по металлу и снять зачистным кругом с болгаркой крайний буртик. Это обеспечит Вам более быструю и простую сборку тормозного механизма в обратной последовательности.
- Чтобы заново не пришлось собирать задний тормозной механизм, привяжите его в сборе на вязальной проволоке либо на веревке к задней пружине.
- Открутите 4 крепежных гайки болтов пластины опорного подшипника.
- Чтобы задний мост не опустился — подоприте его упором из бруса либо зафиксируйте на домкрате. На пол установите широкую тару для сбора вытекающего трансмиссионного масла.
- Демонтируйте кронштейн амортизатора.
- Резкими движениями вытяните полуось из посадочного места при помощи обратного молотка.
Процесс замены сальника:
- Снимите резиновую заглушку с фланца моста.
- Пассатижами с шлицевой отверткой аккуратно демонтируйте старый уплотнитель. Следите за тем, чтобы не оставить задиры на зеркале посадочного места сальника в картере заднего моста. В противном случае трансмиссионка будет регулярно подтекать через риски в металле.
- Перед установкой нового сальника, его внешний посадочный пояс необходимо немного смазать WD-40 либо маслом из моста. Для запрессовки воспользуйтесь старым сальником либо подходящей по диаметру оправкой и молотком. При установке следите за равномерным и соосным захождением корпуса уплотнителя относительно оси.
Советы владельца а/м Нива Шевроле: «Denis-142» с сайта “DRIVE-2” советует также, попутно, проверять ступичный подшипник, сменить смазку в корпусе для более лучшей работы. Денис устанавливал на свой автомобиль комплект сальников фирмы «Резинотехника», которые подходят размер в размер.
Процесс замены подшипника:
- Зафиксируйте старую полуось в тисках.
- Для демонтажа стопорного кольца и подшипника необходимо аккуратно сделать не сквозной косой надпил отрезным кругом с болгаркой.
- Далее с помощью зубила и молотка произвести последовательное простукивание заменяемых деталей до полного снятия с вала.
- Для запрессовки нового упорного подшипника воспользуйтесь отрезком трубы подходящего диаметра или специальной оправкой. Упираться необходимо исключительно внутреннее кольцо шарикового подшипника.
- Для установки стопорного кольца на ось воспользуйтесь газовой горелкой или паяльной лампой. Новую запчасть необходимо разогреть в течении 5 минут и через трубку-переходник быстро посадить на вал до упора. При работе соблюдайте меры безопасности!
- После остывания кольца можно устанавливать собранную конструкция в задний мост в обратной последовательности.
Совет бывалого владельца внедорожника: «Сан Саныч 45» из г. Кореновск с форума “drom.ru” советует при сбивке подшипника молотком производить удары по кругу а не в одну точку, чтобы не было перекоса. Также Александр вскрывает всегда новый подшипник, по его мнению заводской смазки недостаточно для продолжительной работы подшипника полуоси. В его опыте были случаи приобретения новых деталей с полностью отсутствием смазки внутри корпуса.
Совет! Выравнивание полуоси в случае деформации предполагает применение технологического оборудования. При возникновении биения, увеличения люфтов в системе настоятельно рекомендуется не экономить, а выполнить замену дефектной детали в сборе с комплектующими.
После сборки системы, затяжки всех креплений ремонтного узла, установите ТС на ровную поверхность. Обязательно визуально проверьте требуемый уровень трансмиссионного масла в заднем приводе Нивы.
Похожие статьи: