Трансмиссионное масло — техническая жидкость, использующаяся для защиты механизма коробки переключения передач, раздатки и ведущих мостов от износа.
Она образует на трущихся деталях устойчивую пленку, которая препятствует разрушению деталей в процессе трения.
Масло получают в процессе очистки и переработки нефтепродуктов с добавлением различных присадок, которые улучшают смазывающие свойства и не допускают разрушения защитной пленки.
Содержание статьи:
Периодичность замены
В сервисной книжке указано, что масло в раздаточной коробке, КПП и мостах следует менять при первом, четвертом и восьмом ТО. Это соответствует пробегу 2000, 45000 и 105000 км. После этого трансмиссионка меняется через 45000 км.
Срок службы масла зависит от условий эксплуатации. Если машина много ездит по бездорожью или используется в климате с большими температурными перепадами, замена смазки должна выполняться чаще.
Периодичность замены не связана с сезонностью. Трансмиссионку не надо менять в преддверии лета или зимы.
Какое лучше заливать трансмиссионное масло?
Смазочные материалы состоят из базы (основы) и присадок. Их химические и физические свойства зависят от состава и происхождения этих компонентов.
По способу изготовления основы трансмиссионка делится на три вида:
- Минеральная — продукт, остающийся после перегонки нефти при производстве ДТ и бензина. Включает тяжелые фракции углеводородов и содержит большое количество серы. Его свойства определяются нафтенами, ароматикой и парафинами. Нефть, поступающая на нефтеперерабатывающие заводы, отличается по своему составу. Это не позволяет добиться получения стабильных пропорций смеси. Поэтому конечные параметры корректируются присадками.
Под воздействием температуры тяжелые фракции углеводородов распадаются, а добавки окисляются и теряют свои свойства. Менять такое масло приходится чаще. Еще один недостаток «минералки» — продукты окисления оседают на деталях.
- Синтетическая основа искусственно создается из нужных углеводородов. Благодаря этому удается без применения присадок получить продукт с прогнозируемыми показателями вязкости. Добавки используются лишь для улучшения смазывающих и антиокислительных свойств трансмиссионки.
- Полусинтетические масла создаются на базе смеси минеральной и синтетической основ (последней используется минимум 30%). Такой подход позволяет уменьшить количество присадок, меняющих вязкость.
Синтетическое трансмиссионное масло отличается от минерального и полусинтетического тем, что его вязкость меньше меняется при изменении температуры. Это уменьшает износ деталей трансмиссии при зимней эксплуатации Нивы Шевроле. Зато «синтетика», за счет большей текучести, легче просачивается через изношенные сальники КПП.
Однако главная характеристика смазки — вязкость. Именно она указывается в инструкции по эксплуатации. Компания-производитель рекомендует заливать следующие сорта трансмиссионные масла (по SAE):
- раздаточная коробка и КПП — 75W-90, 80W-85, 80W-90;
- ведущие мосты (передний и задний) — 80W-90, 85W90.
Заливать в коробку переключения передач трансмиссионку популярного стандарта качества API GL-5 не допускается. Сернисто-фосфорные и противозадирные добавки, которые входят в его состав, нарушают работу синхронизаторов.
Поэтому в коробку переключения передач (КПП) нужно лить API GL4 и GL4/GL5, а в мосты и раздатку — GL4/GL5 и GL5.
На рынке представлены десятки брендов трансмиссионного масла. Самые известные из импортных — Castrol, Liqui Moly, Mobile, Shell, из отечественных — Лукойл и Роснефть.
Цены на литровую бутылку начинаются от 400 рублей.
Компания Лукойл — официальный партнер АвтоВАЗ. Именно этот бренд полусинтетики заливают в трансмиссию при производстве Шеви Нивы.
Замена масла в узлах трансмиссии
Перед началом работ необходимо запастись достаточным количеством трансмиссионки.
Каждый из агрегатов вмещает соответствующий объем:
- КПП — 1,6 л;
- раздаточная коробка — 0,79 л;
- передний и задний мост — 1,15 и 1,3 литров соответственно.
Можно сразу купить 5 литров трансмиссионки 80W-90, соответствующей стандарту качества GL4/GL5. Оно подойдет для всех агрегатов трансмиссии.
Также необходимо запастись промывочным маслом, которое позволяет избавиться от продуктов окисления и распада компонентов смазки.
Замена масла в КПП
Для проведения работ понадобятся:
- гаечный ключ на 17;
- емкость для сбора отработки;
- шестигранник на 12;
- воронка;
- чистая тряпка.
Замена трансмиссионки выполняется на эстакаде либо смотровой яме. Иначе будет сложно добраться к сливной пробке на коробке передач Шеви Нивы. Порядок операций:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры. В этом случае масло будет обладать должной текучестью и полностью сольется из картера.
- Подставьте емкость для сбора отработки под сливное отверстие КПП.
- Тряпкой очистите области вокруг сливной и заливной пробок.
- Ключом на 17 открутите пробку для залива масла. Это позволит воздуху поступать в корпус КПП.
- Шестигранником открутите сливную пробку.
- Дождитесь, пока вся трансмиссионка вытечет из картера.
- С помощью тряпки очистите стружку с магнитной пробки сливного отверстия.
- Залейте литр промывочного масла.
- Заведите мотор и дайте ему поработать 3-5 минут. В это время можно переключать передачи, выжав сцепление.
- Заглушите двигатель и слейте промывочное масло.
- Закрутите пробку сливного отверстия.
- Через воронку залейте новое трансмиссионное масло в сливное отверстие.
- Закрутите заливную пробку.
- Заведите двигатель и дайте ему поработать 5 минут.
- Заглушите мотор и проверьте уровень масла. При необходимости долейте трансмиссионку.
Замена трансмиссионки в раздатке
Кроме ключей, тряпки и емкости для отработки, перечисленных в предыдущем разделе, вам понадобится заправочный шприц. Масло в раздатке меняется при прогретом двигателе. Не нужно менять трансмиссионное масло на уличной эстакаде в мороз — жидкость быстро остынет, загустеет и не полностью сольется из раздаточной коробки.
Порядок замены:
- Установить машину на смотровую яму или эстакаду.
- Осмотреть и при необходимости очистить вентиляционный клапан.
- Очистить коробку вокруг пробок.
- Подставить емкость для отработки.
- Открутить заливную и сливную пробки.
- Слить трансмиссионку.
- Очистить стружку с магнита.
- Закрутить сливную пробку.
- Заправочным шприцом залить трансмиссионку в раздатку.
- Закрутить заливную пробку.
Замена в мостах Нивы Шевроле
Учитывая расположение заливных отверстий, откручивать пробку нужно торцовой головкой с воротком, а не обычным ключом. В остальном набор требуемых инструментов и материалов тот же, что нужен для замены масла в раздатке:
- 3 литра трансмиссионного масла;
- шестигранник на 12;
- тряпка;
- заправочный шприц;
- емкость для отработки.
Процедура замены трансмиссионки в переднем и заднем мостах выглядит так:
- Заехать машиной на смотровую яму или эстакаду.
- Очистить тряпкой пробки для слива и заливки масла, а также корпус моста возле них.
- Подставить емкость для отработки под сливное отверстие.
- Открутить сливную пробку.
- Дождаться, пока масло перестанет вытекать.
- Закрутить сливную пробку.
- Залить трансмиссионку в мост при помощи заправочного шприца.
- Закрутить заливную пробку.
Замена трансмиссионного масла не требует специальных навыков и умений. Выполнить эту операцию может даже начинающий водитель, не имеющий опыта ремонта авто. Нужно лишь придерживаться вышеописанной инструкции и обязательно заливать трансмиссионку соответствующей вязкости и качества.
Похожие статьи: