Даже при щадящем режиме эксплуатации, ГБЦ двигателя рано или поздно требует ремонта. Для внедорожников отечественного производства, этот вопрос особенно актуален.
- «Нива» покупается не для поездок в Большой театр по городским дорогам.
- Отечественное бездорожье – это не полигон с тарированными препятствиями, нагрузки на автомобиль и двигатель нешуточные.
- Качество топлива и смазочных материалов, к сожалению, не способствуют продлению ресурса головки блока цилиндров.
Содержание статьи:
Признаки неисправности
Вы можете посмотреть на видео признаки неисправности:
Для подобного обслуживания нет необходимости демонтировать силовую установку. Пространства под капотом достаточно для проведения работ прямо на автомобиле. Устройство двигателя 21213 достаточно простое. Капитальный ремонт или замена прокладки ГБЦ производится в гаражных условиях, одним владельцем, имеющим элементарный опыт обслуживания своего автомобиля.
Подготовим инструмент
- трещотка с набором головок (нам понадобятся размеры от 10 до 17 мм) и удлинителем;
- рожковые и накидные ключи с подобными размерами;
- динамометрический ключ, работающий в диапазоне от 10 до 110 н/м;
- свечной ключ;
- плоская отвертка с широким жалом, скребок (можно использовать узкий строительный шпатель), с их помощью отделяется прикипевшая прокладка ГБЦ;
- съемники стопорных колец;
- рассухариватель, деревянный брусок для поддержки сухарей клапанов;
- корщетка в виде короны, дрель;
- молоток с резиновой или полиэтиленовой головкой (для усаживания клапанов);
- шприц с толстой иглой (для отсоса технических жидкостей из труднодоступных полостей);
- огнетушитель, ветошь, емкости разных размеров;
- магнит на медной проволоке, для извлечения упавшего крепежа.
Если у вас нет воздушного компрессора для продувки ГБЦ и прочих частей мотора, можно воспользоваться туго накачанной запаской. Соедините ниппель с продувочным пистолетом при помощи длинного шланга – и вы сможете очистить от мусора самые труднодоступные ниши.
Снятие головки блока цилиндров – порядок работ
Перед обслуживанием убедитесь в надежности упоров крышки капота, поставьте машину на ручной тормоз и заблокируйте колеса башмаками.
- отсоедините аккумулятор, и сбросьте давление в топливной рампе;
- открутите крышку расширительного бачка радиатора и слейте антифриз;
- аккуратно открутите болты крепления дроссельного блока, предварительно отсоединив тросик газа. Блок демонтируем в сборе, если он не нуждается в обслуживании. Если прокладка целая – менять ее не обязательно.
- демонтируем патрубки, соединяющие рубашку охлаждения ГБЦ и радиатора. Предварительно ослабляем хомуты;
- размыкаем разъемы управляющих шлейфов форсунок. От температуры, фиксаторы могут отломаться – поэтому нельзя прикладывать большое усилие;
- отсоединяем разъемы от температурных датчиков на ГБЦ;
- сдергиваем со свечей колпачки высоковольтной проводки, попутно проверяем состояние изоляции;
- отсоединяем топливопроводы подающего и обратного контура. Перед началом работ приготовьтесь к улавливанию остатков топлива;
- отделяем приемную трубу выпускного коллектора. При необходимости прокладка меняется на новую.
- демонтируем термозащитные экраны;
- ослабляем натяжители цепи ГРМ, фиксируем саму цепь на шестерне с помощью проволоки;
- выкручиваем болты крепления, демонтируем распредвал.
- снимаем рычаги, толкающие клапана;
- отворачиваем болты крепления ГБЦ. Их расположение на двигателях 21213 и 21214 аналогично;
- аккуратно снимаем блок цилиндров, начиная с передней части. Прокладка остается на нижнем блоке;
- укладываем блок на ровную поверхность, демонтируем фланцы системы охлаждения. Если прокладка разрушена – меняем.
Профилактические работы и улучшение характеристик двигателя в автомобиле «Нива»
К техническому обслуживанию относится замена прокладки ГБЦ, очистка масляных каналов, притирка клапанов. Одновременно осматривается распредвал, на предмет задиров и прочего износа.
Выбор производителя запасных частей – личное дело владельца. Однако, такая важная часть, как прокладка – в зависимости от производителя имеет различное качество исполнения.
При сравнении трех вариантов, самой некачественной оказалась фирменная запчасть, нет претензий к испанскому образцу (он самый дорогой), и золотая середина – Егорьевский расходник.
Расточка блока не влияет на прокладку, дорабатывать ее нет необходимости. Важен порядок затяжки болтов ГБЦ. Именно несоблюдение этого правила чаще всего приводит к повреждению прокладки в процессе сборки. Бывают случаи разрыва перемычек, не говоря о нарушении герметичности по причине пережатия прокладки.
Последовательность указана на рисунке.
Также важен и момент затяжки ГБЦ
Установку блока производят в несколько приемов, соблюдая последовательность:
- Все болты кроме 11, соблюдая порядок, затягиваются с моментом 20 Н/м.
- Затем, повторяя последовательность, затягиваем эти же болты уже с моментом 69-85 Н/м.
- Болт 11 закручиваем за один проход, с моментом 32-39 Н/м
- Меняем динамометрический ключ на обычную рукоять, и доворачиваем все болты на 90°.
Расточка ГБЦ относится к механическому тюнингу
При наличии инструмента, работы выполняются самостоятельно.
- производим расточку впускных и выпускных фланцев до диаметра 34 мм;
- затем с помощью герметика или пластилина совмещаем фланцы с входными отверстиями, и производим разметку расточки на ГБЦ;
- той же самой фрезой протачиваем отверстия впускных и выпускных каналов;
- После чего остается подобрать и доработать под новый диаметр клапана.
Проведя подобные работы, вы увеличиваете мощность внедорожника «Нива», и крутящий момент на низких оборотах. Это поможет уверенно ехать «внатяг».
Итог: Не следует бояться работ, которые на первый взгляд могут показаться сложными. При среднем оснащении гаража, обслуживание и тюнинг двигателя своими руками сэкономит владельцу немало средств.