Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — важный элемент управления дозированием топливо-воздушной смеси.
Он определяет положение и передает на ЭБУ двигателя сведения о положении педали газа.
Это позволяет сформировать состав топливо-воздушной смеси, соответствующий режиму работы мотора.
Содержание статьи:
Принцип работы ДПДЗ
Существует два типа приборов: резистивные и бесконтактные. Они отличаются конструкцией, принципом работы и сроком службы.
- Резистивные ДПДЗ представляют собой переменный резистор, сопротивление которого меняется при перемещении ползунка по дорожкам. Благодаря простой конструкции и доступной цене они наиболее распространены в автомобилестроении. Нива Шевроле сходит с конвейера именно с таким резистивными приборами.
- Бесконтактные ДПДЗ основан на схеме, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Они служат дольше и потребляют меньше электроэнергии, чем резистивные. Однако стоят бесконтактные устройства дороже, а полупроводниковый микроконтроллер может сгореть при резких скачках напряжения в бортовой сети.
Место установки и принцип действия ДПДЗ не зависит от конструкции. Он монтируется на валу дроссельной заслонки. При изменении положения дросселя выходное напряжение на датчике изменяется от 0,7 до 4 вольт. За счет этого ЭБУ получает информацию от степени открытия заслонки. Исходя из сведений, полученных от датчика, формируется состав воздушно-топливной смеси. Поэтому от работоспособности ДПДЗ зависит приемистость и экономичность двигателя.
Признаки неисправности
Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:
- Падение мощности двигателя.
- Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
- Растет расход бензина.
- Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
- Машина разгоняется рывками.
- Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
- Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.
Чаще всего проблемы возникают с приборами резистивного типа. В них стирается или загрязняется проводящий слой на дорожках.
В результате напряжение при повороте заслонки меняется нелинейно.
Также в датчике может сломаться подвижный сердечник. В этом случае он вовсе не реагирует на движения дросселя.
Как проверить ДПДЗ?
Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр или сканер, считывающий показания бортового компьютера.
Проверка заключается в контроле напряжения при разных положениях дросселя. Для этого нужно:
- Отключить провода от разъема датчика.
- Включить зажигание.
- Подключить мультиметр в режиме вольтметра к контактам.
Совет: выяснить работоспособность без измерительных приборов можно простым способом — установить заведомо рабочую деталь с другого автомобиля. Если симптомы исчезнут, проблема в датчике.
При отпущенной педали акселератора прибор должен показывать 0,7, а при нажатой до упора — 4 вольта. Также нужно убедиться, что при плавном изменении положения педали акселератора напряжение изменяется плавно.
Если показания мультиметра не соответствуют номинальным или скачкообразно меняются при плавном изменении положения заслонки, деталь нуждается в замене.
Выбор ДПДЗ для Шеви Нивы
В магазинах представлены детали разных производителей:
- Bosch;
- General Motors;
- «Автокомплект»;
- «Автоэлектроника»;
- «Астро» и другие.
Артикул датчика — 2112-1148200. Стоимость зависит от производителя и типа.
Цена резистивных начинается от 250 р., бесконтактные стоят дороже — до 800 рублей.
Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123
Замена датчика не требует особого инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.
Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:
- Подденьте отверткой резиновые фиксаторы и снимите декоративный кожух двигателя.
- Снимите колодку проводов с разъема.
- Крестовой отверткой открутите винты крепления.
- Извлеките датчик и вставить новый.
- Закрутите винты.
- Наденьте колодку проводов.
- Верните на место и закрепить декоративный кожух двигателя.
Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.
Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.
Похожие статьи: