Редуктор заднего моста — узел трансмиссии Шевроле Нива, который передает крутящий момент с карданного вала на ведущие колеса.
Он снижает угловую скорость и распределяет усилие между правой и левой осью.
За счет гипоидной передачи узел изменяет угол вращений на 90 градусов — с кардана, расположенного вдоль оси авто, на полуоси, которые установлены перпендикулярно ему.
Содержание статьи:
Устройство
Узел состоит из двух ключевых элементов, заключенных в одном корпусе:
- Главная передача, состоящая из ведущей и ведомой гипоидных шестерен. Она увеличивает крутящий момент, уменьшает угловую скорость и поворачивает ось вращения на 90 градусов.
- Межосевой дифференциал, к которому относятся шестеренки полуосей и сателлиты. Они позволяют колесам крутиться с разной скоростью во время поворота или движения по пересеченной местности.
Также в состав заднего редуктора входят фланец, подшипники, сальники, маслоотражатель, оси, регулировочные шайбы и другие детали. На корпусе имеется пробки для слива и заливки трансмиссионного масла.
В верхней части установлен сапун для вентиляции корпуса. Если его отверстие забивается, избыточное давление газов может выдавить масло через сальники.
Отличия редуктора от обычной Нивы
В автомобиле установлен модифицированный вариант классического узла ВАЗ 2106 с коробкой дифференциала 21010-2403018-10. От заднего редуктора Нивы (ВАЗ 2121) он отличается передаточным числом — 3,9 против 4,1. Это обеспечивает автомобилю большую максимальную скорость.
Также узел имеет следующие отличия:
- фланец крепления кардана нового образца;
- усиленные шестерни полуосей;
- улучшенный уплотнительный сальник.
Последняя деталь заслуживает особого внимания.
На сальнике имеется выступающий резиновый пыльник, который опирается на стальной грязеотбойный диск.
При вращении оси грязь и вода отбрасываются с места контакта за счет центробежной силы.
Это значительно увеличивает срок службы узла при эксплуатации в условиях бездорожья.
Признаки неисправности
Простую диагностику моста можно выполнить самостоятельно. Для этого следует провести четыре испытания, во время которых нужно прислушиваться к шуму:
- Разогнать автомобиль на шоссе с 20 до 90 км час, потом плавно затормозить двигателем.
- Разогнаться до 100 км/час, включить нейтралку, заглушить двигатель и катиться до остановки
Важно: после того, как мотор заглушен, необходимо сразу же включить зажигание, чтобы случайно не заблокировать замок руля.
- Включить нейтралку и, не двигаясь с места, дать поработать двигателю на разных оборотах
Если шум, возникающий в движении совпадает с тем, что возникает при работе мотора во время стоянки, проблема не в редукторе.
Чтобы окончательно определиться с природой возникновения посторонних звуков, нужно перейти к четвертому этапу проверки.
- Поддомкратить машину, вывесить задний мост, завести двигатель и включить 4 скорость.
Постоянный сильный шум и нагрев при работе заднего моста возникает при следующих неисправностях:
- Подшипники полуосей изношены и их необходимо заменить.
- Деформирована балка. Деталь можно выровнять или заменить новой.
- Полуоси деформированы и нуждаются в замене.
- Неправильно отрегулирован редуктор. Узел необходимо заново отрегулировать.
Повышенный шум при разгоне и торможении двигателем появляется при неправильной регулировке главной передачи, недостаточном количестве масла и повреждении подшипников полуосей.
Стук при разгоне говорит об износе посадочного отверстия оси сателлитов. Если мост шумит только при повороте машины — нужно менять подшипники полуосей. Утечка масла появляется при износе сальников, ослаблении болтов крепления картера или засорении сапуна.
Виды блокировки дифференциала
В стандартной комплектации Нивы Шевроле предусмотрена только блокировка межосевого дифференциала.
Чтобы улучшить внедорожные характеристики автомобиля, владельцы ставят на него задний мост с дифференциалами двух типов:
- С принудительной блокировкой, которая приводится в действие механической, пневматической или электромагнитной системой.
- Самоблокирующийся. Применяются разные узлы, дифференциал в которых блокируется при большой разнице в скорости вращения осей или же заблокирован по умолчанию, а разблокируется при увеличении скорости движения.
Блокировка дифференциала позволяет преодолевать грязь, снежные заносы или другие сложные участки дороги. Однако ее надо отключать на асфальте и при высокой скорости движения. Иначе увеличивается нагрузка на полуоси и шестерни, ускоряется износ шин и увеличивается вероятность заноса.
Ремонт и замена
Для замены подшипников и регулировки зазоров между шестернями узел необходимо демонтировать с машины. Для этого необходимы головки на 12-17, вороток, домкрат, баллонный ключ и большая плоская отвертка. Также понадобится емкость для сбора масла.
Уплотнительную прокладку под редуктор нельзя использовать повторно. Поэтому нужно заранее купить новую. В новых модификациях Нивы Шевроле вместо прокладки используется маслостойкий герметик.
Работа выполняется на эстакаде, смотровой яме или подъемнике. Чтобы демонтировать редуктор, необходимо:
- Головкой на 13 открутить гайки крепления кардана к фланцу (болты следует придерживать плоской отверткой, вставив ее между лыской и вилкой).
- Отсоединить заднюю часть карданного вала и отвести ее вниз или в сторону.
- Поддомкратить и вывесить заднюю ось.
- Подставить емкость для сбора масла под сливное отверстие заднего моста.
- Открутить пробки (сначала для заливки, потом — для слива масла).
- Дождаться, пока в емкость вытечет вся отработка.
- Снять задние колеса.
- Открутить по 4 гайки крепления левой и правой полуоси.
- Отогнуть отверткой стопорные пластины.
- Извлечь болты крепления полуосей.
- Установить задние колеса обратной стороной.
- По очереди потянуть колесные диски на себя и вытащить полуоси вместе с подшипниками, запорными кольцами и креплениями.
- Извлечь уплотнительные кольца.
- Вставить болты в отверстия тормозных щитов, чтобы они не висели на тормозных шлангах.
- Головкой на 12 открутить болты крепления картера к заднему мосту.
- Демонтировать редуктор вместе с уплотнительной прокладкой.
После демонтажа полуосей следует проверить и при необходимости заменить сальники. Для их запрессовки нужен отрезок трубы соответствующего диаметра или специальное приспособление.
Важно: правильно отрегулировать зазоры между шестеренками редуктора в домашних условиях невозможно. Для этого нужны специальные приспособления и оборудование. Поэтому такие работы выполняются только в условиях СТО. Самостоятельно можно лишь выполнить замену сальников и самого редуктора.
Для этого нужно проделать операции, описанные выше, в обратной последовательности. Место установки уплотнительной прокладки или герметика необходимо предварительно очистить ножом. Остатки масла удаляются бензином или растворителем. Лишь после этого можно наносить герметик (ставить прокладку) и монтировать редуктор на место.
После окончания работы не забудьте залить в задний мост трансмиссионное масло.
Похожие статьи: